В процессе работы руководителям любого ранга рано или поздно приходится проводить совещания. Причем, чем выше по рангу руководитель, тем больше времени он проводит на совещаниях. Пока компания небольшая любой директор способен контактировать со своими подчиненными один на один. С ростом фирмы и, соответственно, ее организационной структуры такое взаимодействие становится затруднительным. Становятся актуальными управленческие инструменты, которые позволяют рассматривать необходимые вопросы и генерировать решения, в том числе и коллегиально. Одним из таких инструментов является совещание.
Для решения каких же задач может созываться совещание? Такими задачами могут быть:
Цели совещания можно разделить на два больших блока:
Все участники совещания должны четко знать, какую задачу или вопрос необходимо решить в ходе предстоящего совещания. Необходимо определить, как будет проходить совещание. Будет ли это доклад кого-либо из участников совещания, дискуссия или анализ той информации, которая была получена в ходе работы фирмы. Какого типа взаимодействие будет между участниками: конструктивное или же деструктивное. А также, что получает руководитель и фирма в целом, в итоге совещания.
Руководителю необходимо постоянно следить, чтобы подчиненные не переходили на экспрессивный тип коммуникаций. При таком совещании общение основывается на эмоциях. Такой тип характеризуется оценками правильности или не правильности высказываний участников совещания, критикой, переходом на личности и, возможно, оскорблениями.
Для того чтобы ваше совещание было эффективным, необходимо соблюдать субординацию, с уважением относиться к другим участникам и их мнению. Важно, чтобы общение на совещании между руководителем и подчиненными исходила из определенных ролей. Ведь совещание – это работа. А на работе все мы находимся в определенной роли. Роль – это требование к поведению.
Среди ролей участников совещания можно назвать модератора, секретаря, докладчика и руководителя. Модератор следит за соблюдением повестки дня. Секретарь помогает докладчику, занимается организацией всего процесса совещания. Докладчик предоставляет какую-либо информацию. Руководитель же осуществляет управление совещанием и конечный выбор решения.
Необходимо также упомянуть об условиях эффективного проведения совещаний. Каждый участник должен быть активен. Все должны работать. Предложения должны продвигать команду к цели. Следование этому условию позволить миновать деструктивные моменты совещания и сконцентрироваться на общекомандных целях. Должны быть запрещены личные оценки, оскорбления. Совещание – не место удовлетворения амбиций. Здесь нет правых и виноватых. Здесь есть мнение и эффективность этого мнения. Если же участник критикует, то он должен обязательно предложить свой вариант.
Из чего же состоит сам процесс проведения совещания? Его условно можно разделить на семь этапов.
Формальная часть – это возможность участникам встретиться друг с другом и пообщаться. Обменяться приветствиями, новостями, взглядами или просто улыбками. На эту часть отводится от 1 до 3 минут, пока все участники прибывают в комнату, в которой будет приходить совещание.
Формальная часть. Это приветствие, которое произносит руководитель совещания, согласование регламента и обозначение ролей. Этот этап необходим для того, чтобы участники группы встретились друг с другом и начали работать.
Определение отношения к предмету каждого участника совещания. При этом можно не только получить ту информацию, о которой руководитель не задумывался, но избежать одного негативного момента. Если один или несколько из участников на этом этапе не выскажут свое отношение, то велика вероятность их пассивного поведения в работе группы и последующего возвращения на данный этап. Поэтому важно знать, как относятся работники к теме совещания, актуально это для них или нет.
Последний фактор – это модерирование процесса руководителем. Руководитель несет ответственность о том, чтобы четко определить предмет совещания и понять, насколько этот предмет актуален для участников совещания.
Результатом этого этапа должен быть документ, в котором описываются те действия, которые необходимо предпринять работникам для решения той или иной задачи.
В процессе проведения совещания важно контролировать его эффективность. Это можно сделать по определенным признакам. Мы можем сказать, что совещание эффективно, когда идет обсуждение, дискуссия по вопросам, поставленным на повестку дня, обсуждаются возможности решения задачи, выносятся конкретные предложения, в течение 30-40 минут совещания было принято хотя бы одно решение.
Принимать решения можно несколькими способами. Голосование подразумевает внимание к точке зрения меньшинства и работает в ситуации спокойного и стабильного развития компании. Решения, которые принимаются волевым решением руководителя, хорошо работают в условиях форс-мажора, ограничения времени или кризисной ситуации. И, наконец, принятие решения на основе консенсуса позволяет игнорировать незначительные противоречия, однако требует прояснения и согласованности ключевых вопросов.
При распределении ответственности необходимо зафиксировать все сомнения, возникающие у участников по поводу принятого решения. Это позволит сделать возможные проблемы по ходу выполнения решения более прозрачными и явными для участников совещания. Далее следует подвести итоги с распределением зон ответственности и ответственных лиц за определенные этапы работы.
Формальное подведение итогов важно для того, чтобы подчеркнуть завершение обсуждения вопросов и принятия решения. Пора переходить к действиям.
При формальном завершении необходимо четко резюмировать, на чем вы остановились, какое решение принято и кто ответственен за выполнение тех или иных действий. Описываются те действия, которые должны совершить участники совещания.
Неформальное завершение – это некие действия, совершаемые со стороны руководителя, которые показывают всем его подчиненным, что обсуждение закончено и пора за работу. Руководитель может встать, сменить тон разговора либо как-то иначе показать, что нужно переходить от разговоров к делу.
Помехи при проведении совещания.
Среди помех можно выделить внешние и внутренние составляющие.
Из внешних нужно упомянуть отсутствие необходимых материалов, посторонние шумы, необходимость прерывания процесса (скажем, ответить на входящий телефонный звонок). Совещание нужно тщательно готовить и следить за наличием и работоспособностью необходимого оборудования и материалов, заранее оповестить всех участников. Проводить его следует в помещении, с хорошей шумоизоляцией, легко проветриваемом и с комфортным температурным режимом. Особо следует сказать о времени проведения. Часто руководители стремятся назначить совещание во время обеденного перерыва сотрудников или после окончания рабочего дня. Этого делать не следует. Во-первых, это противоречит законодательству о труде. А во-вторых, можно прогнозировать низкую эффективность использования совещаний в подобное время. Сложно обсуждать тему, когда все участники мысленно уже далеки от работы и ее проблем. Особо следует напомнить о необходимости отключения мобильных телефонов участников.
Среди внутренних помех можно упомянуть волнение или безразличие руководителя при проведении совещания, наличие у него уже принятого решения (в этом случае ничего кроме усталости и негативных эмоций участники совещания не получат), наличие предубеждений, а также осознанные или неосознанные действия манипуляторов (задача руководителя будет заключаться в этом случае в направлении энергии и действий таких манипуляторов в нужном русле).
Кто же такие эти «страшные» манипуляторы? Есть три основных типа манипуляторов.
Что может сделать руководитель, чтобы прервать действия манипуляторов? Манипуляции обычно носят неосознанный характер. Редко можно встретить в коллективе человека, который осознанно стремится нанести вред работе команды. Поэтому чтобы вернуть команду к участию в обсуждении необходимых вопросов достаточно задать ряд вопросов.
Как понять, что совещание было эффективным? Для этого участнику достаточно задать себе несколько вопросов:
Таким образом, мы видим, что совещание является очень важным и эффективным инструментом работы руководителя. Но, как и любым инструментом, его нужно уметь результативно использовать. Чтобы потом не было обидно, за впустую потраченное время.
Дмитрий Скуратович
Оригинал опубликован в журнале «Кадровик. Управление персоналом»