Что же собственно такое за штука этот черный мерчандайзинг? Это спектр приемов, которые направлены на снижение реализации товаров в магазине. Применять их могут, как розничные конкуренты, так и недобросовестные представителя поставщиков. Действия последних хоть и не направлены непосредственно против магазина (они хотят навредить конкуренту-поставщику), но, тем не менее, наносят урон также и розничному торговцу (причем в большей степени).
К примеру, если бы захотел снизить реализацию товаров марки «А» в магазине, который со мной конкурирует, то за 5-15 минут смог бы обвалить продажи как минимум наполовину. Причем, это не какие-то супер сложные или шаманские действия. Все гораздо проще.
Достаточно надорвать этикетки у тарной единицы, переставить их лицевой частью вовнутрь, спрятать ценник и на его место поставить другой (более дешевый), если есть возможность, сделать упаковку липкой или грязной, чтобы было противно взять в руки, рассыпать по полке что-нибудь мелкое. Это так, как говорится навскидку…
Всех секретов раскрывать не буду. Домыслить можете сами по аналогии: делай обратное от рекомендаций специалистов по мерчандайзингу и будет конкуренту несчастье 🙂
Наиболее часто я сталкивался с такими приемами со стороны именно представителей поставщиков. Приходит так называемый мерчандайзер в магазин помочь выставить свой товар, а параллельно и подпортит репутацию конкурента. За счет этого он немного повысит продажи своего товара, ну а то, что магазину сделает плохо, так не его же магазин.
Поэтому четко регламентируйте поведение представителей поставщика в своих магазинах: их внешний вид, порядок получения товара, порядок выкладки, что он может делать, а что делать категорически запрещено, кто и каким образом будет принимать проделанную работу и т.д.
И контроль, контроль и еще раз контроль…
Дмитрий Скуратович